РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Разноцветные кораблики.

Сколько разноцветных корабликов на нашем пруду сегодня:

желтые, красные, оранжевые — целая флотилия! 


Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь, они опустились на воду тихо и плавно, И все еще продолжают прилетать новые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет с поднятыми парусами. Много еще прилетит их сегодня, завтра, послезавтра... Большой еще запас таких корабликов на деревьях, окружающих наш красивый пруд. Пока летят все больше кленовые. Они раньше других пускаются в путь. Это самые парусистые кораблики. Остроконечные их лопасти загнуты кверху. Ветерок на них напирает, как на паруса. А какие между ними есть нарядные, просто прелесть! Вот плывет целый отряд совсем пунцовых. 


Так и горят на солнце! Это все с того пышного клена который красуется на берегу.


(По Д. Кайгородову)

1. О каких корабликах рассказал автор?

2. Почему кораблики прилетели по воздуху?

3. Как вы понимаете выражение «целая флотилия»? (Флотилия — отряд кораблей.)

4. Почему сказано, что кленовые кораблики раньше других пускаются в свое первое и последнее путешествие?

5. Почему это путешествие названо первым и последним?

6. Объясните, почему кленовые кораблики названы самыми парусистыми. От какого слова образовано «парусистыми»?

7. Что обозначает слово «пунцовые»? (пунцовый — ярко-красный, багровый.)



Цветок ила волчья пасть?

Шли из школы домой два мальчика — Сергейка и Миколка.

Сергейке было весело. Сегодня его три раза спрашивала учительница. Он получил пятерку.

А Миколка был грустный. Два раза вызывали его к доске. Миколка отвечал плохо, учительница поставила ему в дневник двойку и обещала рассказать маме о его плохой учебе.

Был теплый весенний день. Сияло солнце. В небесной голубизне плыло белое облачко. Сергейка загляделся на облачко и сказал:

— Смотри, Микола, какое красивое облако. Оно похоже на белую розу. Смотри, раскрылись лепестки — нежные, тоненькие. Так и трепещут на ветру.

Микола посмотрел на облако и не увидел ни лепестков, ни цветка. Облако показалось ему похожим на волка. Зверь раскрыл пасть — злой, готовый на кого-то броситься.

Мальчики долго смотрели на облако и каждый видел свое.


(По В. Сухомлинскому.)

1. Почему Сергейке было весело?

2. О чем грустил Миколка?

3. Какой был день?

4. Почему Сергейке показалось, что облачко похоже на розу?

5. Почему Миколка увидел не розу, а злого волка с раскрытой пастью?

6. Что обозначает слово «загляделся»?

Неблагодарность

Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую
миску с медом, белые калачи положил, приглашает:
– Ешь, Матвейка, мед. Хочешь – ложкой ешь мед с калачами, хочешь – калачи с медом.
Ел Матвей мед с калачами, потом – калачи с медом. Наелся так, что дышать трудно
стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:
– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мед – липовый или гречневый?
– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым медом угостил я тебя, внучек.
– Липовый мед все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его
клонило ко сну.
Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:
– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел.
Его сердце сжало невыносимой болью. Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и
застонал.

Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял
в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда
далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя
ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и
протянул товарищу:
— Бери, ешь!

Флейта и Ветер

В саду на лавке сидел Музыкант. Он играл на флейте. К его чудесной песне прислушивались и птицы, и деревья, и цветы. Даже Ветерок прилёг под кустом и с удивлением слушал игру на флейте. Играл Музыкант про солнце в голубом небе, про беленькое облачко, про серенькую пташку-жаворонка и про счастливые детские очи.
Замолкла песня, положил Музыкант флейту на лавку и пошёл домой. Взвился Ветер из-под куста, прилетел к флейте да и дунул со всей силы.
Загудела флейта, словно осенняя непогода под стрехою. Подул ветер ещё сильнее, а флейта не играет – гудит да и гудит.
«Отчего так? – думает Ветер. – Я легко могу вырывать дубы с корнями, скидывать крыши с домов. Почему же флейта на покоряется мне – не играет?»


Дуб под окном

Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил дубок под окном.
Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок, старел лесник.
И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дубок разросся так, что закрыл окно.
Стало тало темно в комнате, а в ней жила красавица – лесникова внучка.
– Срубите дуб, дедушка, – просит внучка, – темно в комнате.
– Завтра с утра начнём, – отвечает дедушка.
Наступило утро. Позвал дедушка троих сыновей да девятерых внуков, позвал внучку-красавицу и сказал:
– Будем дом переносить в иное место.
И пошёл с лопатой копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица-внучка.


ВОПРОСЫ:

1.Кто построил каменный дом?
2.Что посадил лесник под окном?
3. Что произошло когда дуб  стал очень большим?
4. Что попросила внучка?
5. А что сделал дед?
лесник построил -მეტყევემ ააშენა
каменный дом -ქვის სახლი
посадил дубок-დარგო მუხა
вырастали -გაიზარდნენ
разрастался -იზრდებოდა, სრულდებოდა
старел-მოხუცდა
Срубите дуб-მოჭერით ხე
копать ров-ორმოს ამოჭრა
 лесникова внучка.- მეტყევის შვილიშვილი


Красивая мама
Моя` мама красивая. Она` работает в университете. У мамы зелёные глаза`, длинные волосы, маленький нос. Вот её шкаф. Очень интересно! Это французская блузка, американские джинсы, итальянское платье, немецкое пальто`, английская шляпа, китайская сумка. Вот её туфли: красные, розовые, жёлтые, синие, голубые, фиолетовые, белые, серые, коричневые, чёрные. Мама любит красивую обувь. Утром она` говорит папе: «Мне нечего надеть. Сегодня куплю` новые туфли». Когда` я вырасту, я буду красивая, как мама.

1. Какая у девочки мама? _______________________________________________________
2. Где работает мама? _______________________________________________________
_3. Что у мамы в  шкафу?_____________________________________________________
 4. Какого цвета у мамы туфли?_______________________________________________

 5. Что мама говорит папе утром? ________________________________________________

№2
Франция                                       Итальянский
 Америка                                      французский 
 Италия                                          китайский
 Германия                                     американский 
 Англия                                           английский 
 Китай                                              немецкий

Говорим так:    Во Франции говорят по французски


№3  Выпишите из текста прилагательные к существительным
___________________ мама _________________ платье ___________________ глаза 
_________________ пальто _________________ волосы ____________________ Шляпа  
 ______________ нос             ___________________ сумка
___________________ блузка               ____________________ _____________ туфли
___________________ джинсы 

№4  Соедините две части высказывания. 

Моя мама                                                       зелёные глаза. 
Она работает                                                  как мама. 
У мамы                                                              красивую обувь. 
Мама любит                                                     красивая.
 Я буду красивая,                                             в университете.